Pages Menu
Categories Menu

Рубрики: Российская деревня

Натуральное землехозяйствование и фильм Колин Серро «Локальные решения глобальных проблем». Продолжение

Натуральное землехозяйствование и фильм Колин Серро «Локальные решения глобальных проблем». Продолжение

Вслед за первой частью исследования, во второй части статьи, продолжим рассмотрение актуальных вопросов, что ставит перед собой фильм Колин Серро «Локальные решения глобальных проблем».

Говорит Девиндер Шарма (Devinder Sharma), инженер-агроном, журналист, писатель: — «Сорок лет назад мир принял так называемую Зеленую технологическую революцию. Сегодня, среди работников сельского хозяйства, как никогда высокие показатели количества самоубийств. В Индии каждый час двое земледельцев сводят счеты с жизнью. Расчеты ООН, Мирового банка, ВТО ошибочны. По их данным, во всем мире от голода страдают 152 миллиона человек. Я утверждаю, что только в одной Индии их 136 миллионов. В 1883 году, 150 лет назад, англичане отправили в Индию лорда Маккоули. Он проехал всю Индию. Когда вернулся в Англию, то отчитался Британскому правительству: «За все свое путешествие я не увидел ни одного попрошайки».

Фото с сайта www.celsias.com/article/green-chomsky-hidden-hunger-crisis/

Во время интервью Девиндера Шарма показывались кадры трущоб Индии. Свалки с пластиковыми бутылками и пакетами, по которым бродили люди и коровы. Коровы питаются тем, что находят на свалках. Мне стало более понятно, почему в Индии столько людей бездомны или живут в фургончиках у дороги. Это, исходя из логики фильма, бывшие крестьяне.

Вандана Шива: — «Такое сельское хозяйство самоубийственно во всех своих проявлениях. Ни один вид живых созданий еще не был таким глупым, как человек. Люди добровольно уничтожают источник своего пропитания и при этом, считают себя необычайно умными. ООН определила геноцид как осознанное намерение причинить физический вред или уничтожить определенную группу людей. До чего мы довели тружеников сельского хозяйства во всем мире? Это осознанное намерение им навредить или их уничтожить. Это наибольший геноцид в мире. Это также геноцид женщин, поскольку пища была последней сферой, где хозяйничали женщины. Они сохраняли семена, готовили еду, кормили людей».

Говорят Лидия (Lydia) и Клод Бургиньоны (Claude Bourguignon), они муж и жена, вместе основали лабораторию анализа микробиологии почв: — «Когда крестьяне убивают себя, то делают это с помощью пестицидов. Крестьянин не стреляется. Он убивает себя тем веществом, которое убило его землю. В символическом плане – это очень тяжелая вещь. Так просто себе открыть бутылку пестицида и выпить. Значит, человек уже дошел до крайности.

Claude Bourguignon

Фото с сайта www.t411.me/torrents/lydia-et-claude-bourguignon-radio-du-19-01-13-et-27-01-13-mp3-320kbits

Земледельцы где-то догадываются, что им пудрят мозги интенсивной агрокультурой. Говорят, если ты не добавляешь удобрения, если не выдаешь по 100 центнеров пшеницы, то ты — неудачник. Одновременно, они понемногу замечают, что их соседи постепенно исчезают. Что земли пустеют. Происходит трагедия. Мы создаем настоящие пустыни. У нас, в Марио Сюртиль, на 1500 гектарах осталось два земледельца, поскольку им вбили в голову, что они молодцы, что их коровы выдают 10 000 литров молока в год. Как и это: кто плюнул дальше всех – тот молодец. Как в сельской школе: «Я круче, потому что умею плевать дальше, чем ты». А ведь искусство земледельца в другом. Земледелец должен кормить здоровыми растениями и здоровыми животными. А они этого уже не делают. Они выращивают разве что больные растения и больных животных. Разве этим можно кормить людей?»

Эта, любящая друг друга и свое дело, супружеская пара, вызвала во мне прилив уважения. Видно, что исследователи почв радеют за свое дело, по-настоящему желают видеть позитивные сдвиги в процессе землехозяйствования в их стране и во всем мире. Они, исходя из своих знаний и многолетнего опыта, накопили много путей, как можно помочь землям возродиться. Сайт Лидии и Клода Бургиньонов: www.lams-21.com.

Говорит Лоран Марбо (Laurent Marbot), агроном, основатель АПСХ в городе Ванв: — «АПСХ – это партнерство с кругом потребителей, которые заботятся о своем питании и хотят знать, как оно производится. В основном, овощи, ведь они являются основой питания. Потребитель говорит: «Мы заранее выкупаем у тебя весь урожай, ты уже заботься о разнообразии, обеспечивай качество, чтобы без химикатов. Как мы функционируем? Мы расписываем бюджет. Предположим, мне, хозяину, необходимо, скажем, семьдесят тысяч евро в год на нужды моего предприятия. Группа находит достаточно участников, чтобы собрать эти деньги. Мы продаем по себестоимости, а не по рыночной цене. Я уже практикую это три года и так решаются наши проблемы, связанные с реализацией».

Лоран Марбо говорил также, что в городах много людей. В магазинах запасов в случае продовольственного кризиса хватит только на несколько дней. А дальше люди, повинуясь инстинкту выживания, ринутся на крестьянские фермы, что расположены рядом с большими городами. Ферм мало, людей, хотящих есть, много. Поэтому, есть смысл каждому озаботиться о своей продовольственной независимости.

На мой взгляд, до того, как продовольственный кризис может настать, необходимо создавать хозяйства с собственным обеспечением. Что делают в России, например, Герман Стерлигов или представители родовых поселений.

Филипп Де Брос: — «В большинстве регионов почвы мертвы. Земли, грунты буквально обокрали. Мы не питаем почву. Мы питаем растения. Растительные остатки не возвращаются в землю. Раньше вносили навоз – черное золото хлебов».

dsc_0483-743c293

Фото с сайта www.fermedubec.com/ecocentre/coursCertifie.aspx

Навоз дает микроорганизмы. Микроорганизмы роют ходы, дают почве гумус, пористость, воздухообмен. Гумус – это удобрение для растений.

Доминик Гилье: — «Если в некоторых регионах Франции забрать химию, синтетические удобрения, что тогда останется? Ничего не останется. Так как земля мертва. Значит, мы живем не в настоящей пустыне, как Сахара, а в виртуальной. Поскольку земля истощена, выпалена, мертва, больше она не даст. Она родит только на химии. Мы живем в виртуальной пустыне, которая может стать настоящей, когда подорожает топливо. Ведь, основа химического хозяйствования – бензин».

Фото с сайта www.vandanashiva.org

Настоящим откровением при просмотре фильма для меня стали слова Доминика Гилье: «Она родит только на химии». Как хочется, чтобы больше стало вновь земли, которая «рожает» не на химии.

Вандана Шива: — «Коммерциализация общества создала новые формы насилия над женщинами. Поскольку сейчас женщины оцениваются только как товар на рынке. И, как товар, они не имеют цены. Но, как опора общества, они имеют ценность».

«Нараян Редди (Narayan Reddy), мелкий крестьянин. Когда-то он был сторонником интенсивного химического хозяйствования. Выигрывал все фермерские конкурсы. Был лучшим производителем сельхозпродукции в штате Карнатака. Между тем, он говорит про себя: «Я был неудачником. Я проигрывал». Все деньги, которые он зарабатывал, сразу тратились на закупку семян, пестицидов, удобрений и тракторов. Тогда, он решил отказаться от химического хозяйствования и вернуться к традиционным методам. Один или два года были сложными. Потом он достиг очень высокого уровня производства. Стал автономным. Избавился от долгов. На его участке растет множество деревьев».

Нараян Редди: — «Я не богатый. У нас лишь 1,8 гектара. Мы ежегодно кормим 15 человек. Кроме этого, мы продаем еще 15 тонн фруктов. 10 тысяч кокосовых орехов. Около 2 тонн овощей и 4 тонн зерновых в год. Всего с 1,8 гектара земли. Мы сами готовим семена, делаем свои собственные удобрения и ни от кого не зависим. Ничего не пропадает».

Фото с сайта seedfreedom.in/gallery/seed-sovereignty/

У Нараяна Редди нет нескольких передних зубов и нет мажористых машин и прочих атрибутов престижа западного мира. Однако, у него на 1,8 гектарах индийской земли растет столько натуральных продуктов, что его можно назвать в наши дни одним из счастливых людей. У Нараяна Редди есть возможность честно трудиться, жить в своем доме, спать не выше первого, второго этажа. Окружен он в доме своими родными и доброжелательными людьми. Ест вкусную, экологически чистую пищу. Отдыхает в тени своих деревьев.

В этой простоте много счастья. Нет стремлений, навязанных рекламой и модой. Только то, что делали деды, что передали как науку о правильном образе жизни, экологии и нравственности.

Жоао Педро Стедиле: -  «Единственный путь – это производить здоровые продукты, которые будут гарантией здоровья людей. Они берегут природу. Нужно принять технологии семейного земледелия, а не технологии промышленного сельского хозяйствования».
Жоао Педро Стедиле прямым текстом сказал, что необходимо, чтобы землю обрабатывали семьи. Семья, как никто другой, заинтересована в получении хорошего, качественного урожая.

Лидия и Клод Бургиньоны: — «Земляные животные – микроскопические. Их без оптики не увидишь. Когда видишь компост, то и не подумаешь, что там столько животных. Кажется, что там никого нет. Все эти микроскопические создания выполняют свою роль, пусть в своем микроскопическом масштабе. Они роют там свои туннели. Таким образом, почва проветривается. Через эти ходы в землю поступает кислород, а это крайне необходимо корням и микробам. Корни не могут расти без воздуха. То есть каждый элемент – незаменимый. Каждый делает свое дело. Каждый трудится на своем месте. Насекомые рождают насекомых. У них нет пола. То есть, если добавить компоста, привнести в почву жизнь и прекратить вливание яда, они быстро размножаются. На это и надеемся. Что земля щедра и возродится вновь. Хотя она столько от нас натерпелась. А химикаты убивают их всех. Некоторые люди даже думают, что они  опасные паразиты и несут болезни. Однако, земля женского рода. Это очевидно».

В наши дни почвы загрязнены солями тяжелых металлов, пестицидами. В почвах нет жизни. Нет мелких микроорганизмов, которые и создают плодородие почвы, защищают ее от обветривания, эрозии. Микроорганизмы почвы живые и они не выносят химикатов, которые применяются при возделывании агрокультур. Если посмотреть под микроскопом на этих крошечных помощников почвы, то можно увидеть сколь нежна их оболочка, сколь ранима, беззащитна от разных жидких ядов. Нужно совсем немного пестицидов, чтобы молниеносно сократить живой мир почвы.

В деле сохранения почв могут помочь экологические способы возделывания земли, отказ от глубокого вспахивания.

В наши дни в России и мире все более популярной становится земледелие по методу Зеппа Хольцера. Экологическое земледелие или Пермакультура, которое ведет Зепп Хольцер, является методом ведения хозяйства без химических удобрений и глубокой вспашки.

Лидия и Клод Бургиньоны: — «Какая пористая почва. Это их экскременты. Вот почему в лесу кажется, что ступаешь по матрасу. Отходы всех этих животных накапливаются слоями и проветривают почву. Вот почему лес не боится никаких ливней. В лесу не бывает эрозии, потому что когда вода льется на эту структуру из экскрементов, вода проходит сквозь землю и питает горизонты грунтовых вод. А мертвый грунт не впитывает воду, происходит эрозия и наводнение. Реки выходят из берегов. Во всем обвиняют дождь. А по правде, это из-за земли, которую мы убили.
Компост – это для земли, а не для растений. А хозяев трудно в этом убедить, так как виноградарь или земледелец вносит удобрения, чтобы повысить урожайность. Бывает, нам присылают грунт в герметических банках, как консервы для животных. И просят провести химический анализ. С точки зрения химии – земля насыщенная, в том числе – органикой. Однако, там ни одного создания. Земля, фактически, стерилизованная. Мы им отвечаем : — «Вы применяете удобрения, но не вносите компост. Зачем? У вас там нет жизни. Нет микробов. Ничего нет. Нет биологической активности».

Пьер Раби: — «В Африке почва подвергается действию сильного солнечного излучения. В некоторых местах земля облучена на 20-30 сантиметров в глубь. Ни одна бактерия не выживает. Идет потеря микробиологической активности. А возобновить ее есть лишь один способ. Возродить живность. Запустить метаболизм. То есть, внести закваску. Хороший компост – это закваска, которую ты подсыпаешь в почву. Мы тоже стали вносить в три, четыре, пять раз больше компоста без особенных затрат. Мы получили продукты очень высокого качества».

506167-pierre-rabhi-au-nom-de-la-terre

Фото с сайта next.liberation.fr/cinema/2013/03/30/titre_892565

Лицо Пьера Раби напомнило мне такой образ: шахтер с десятилетним стажем, который каждый день с отбойным молотком опускался в забой шахты, чтобы честным, изнурительным трудом, с напряжением всех сил, добыть себе средства на жизнь. Затем, этот шахтер понял кое-что о жизни и основал свою общественную организацию. Иссушенное, поджарое, с очерченными скулами лицо. Такая правдивость идет от внешнего облика. Есть ощущение, что в жизни Пьер Раби укрепил волю через множество аскез. Очень цельный образ.

Эти мои чувства также подтверждаются ведическим знанием о том, что мужчина как только рождается, начинается отсчет в его «копилку благочестия». Мужчина набирает свое благочестие путем аскез, испытаний. Если мужчина ведет образ жизни, соответствующий задачам рождения в мужском теле, то к преклонным годам он становится очень привлекателен с точки зрения его мудрости, укрепившегося внутреннего стержня. Именно таким цельным, с хорошей копилкой благочестивости, видится мне агроэколог Пьер Раби.

Клод Бургиньон: — «В XIX веке изобрели тракторы. Тракторы пахали все глубже и разрушали почву. Когда мы ее скребем, это еще ничего. А когда мы ее пашем глубоко, то катастрофично наступает эрозия. Проблема в том, что мы затрагиваем фундаментальный миф про то, как нужно пахать. А бороться с мифами крайне тяжело. Существуют даже конкурсы, кто глубже пашет. У каждого на камине стоит бронзовая статуэтка какого-то пахаря. Я еще студентом помню бронзовую статую с надписью: «Пахота никогда не бывает слишком глубокой». Это сплошные мифы. Мы с Лидией боремся, чтобы изменить мышление земледельцев. Чтобы они не насиловали землю. Они таким образом проявляют свои мужские способности: — «Чем больше я имею трактор, тем глубже я пашу, тем больше настоящий я мужик». Мышление изменяется очень долго. Мы разрушаем планету около пятисот тысяч лет. Переубедить мужчин, что пора ее уважать еще сложнее, чем переубедить их уважать женщин. Если посмотреть, как поступают с женщинами на всей планете, то будет видно как далеко до того, чтобы они уважали землю. Они так привыкли насиловать, что не готовы уважать».

Лидия Бургиньон: — «Только закончили жать, а уже переворачивают землю. Земля будет высыхать под солнцем до сева».

Клод Бургиньон: — «Они выгладили землю. Плуг выгладил ее аж до блеска. Поэтому воздух не поступает. Для земли это насилие. Земля не должна быть гладкой. Она тут как бетон. Наоборот, она должна быть зернистой. Вот вам и последствия работы плугом, который надругался над землей. В древности про эрозию говорили: «Земля кровоточит». Этот фермер так глубоко пахал, что из нее пошли глубинные красные грунты.

Пшеница полностью сгнила. Стала жертвой грибковых заболеваний. Вот чем мы кормим наших детей. Растение больное до последнего листочка. Все в мелких язвочках. От болезней и грибков. Она держится лишь потому, что ее накачали химией. Смотри, какие некрасивые колоски. Распухли. Когда-то говорили, что пшеница русая. Как бы ни так. Она теперь серая, противная. Ее еще укоротили. Она низкая. Когда-то пшеница была такой высокой, а сейчас от азота, пшеница ложится. А, чтобы не ложилась, ее укоротили. Накачивают гормонами».

В фильме показан колхоз в Украине, в селе Ставковое. Режиссер фильма, Колин Серро, рассказала о председателе колхоза, Антонце Семене Свиридоновиче, который ведет агроэкологическое земледелие на подведомственных ему землях. Семен Свиридонович ведет органическое хозяйство на территории в восемь тысяч гектаров уже тридцать лет. Председатель пригласил съемочную группу фильма «Локальные решения глобальных проблем» на завтрак. На столе стоят сыр, творог, хлеб, блины, мед в сотах, свежеиспеченные булочки, салат из огурцов с помидорами, капуста брокколи, абрикосы, густая сметана и многое другое.

Антонец Семен Свиридонович: — «Мать рождает и земля рождает. Земля – живой организм. Ее необходимо кормить, давать ей жизнь, не убивать ее».

«В 1970-х годах началась политика интенсивного сельского хозяйства в СССР. Семен Антонец получил приказ пользоваться гербицидами. В полях работали преимущественно женщины. Они имели дело непосредственно с теми веществами. Вскоре заметили, что у женщин на руках появляются раны и язвы. Увидев это, в 1978 году, Антонец пообещал всему колхозу, что никогда не будет использовать гербициды. И вот уже 30 лет их не использует. Он спросил у руководства разрешения выращивать природным способом. Ему ответили: «Если он выполняет план, то не имеет значения, как работать». Он не только выполнял план, а часто получал лучшие результаты по всему району. Его технология основана на трех базовых принципах: 1. Не глубокая вспашка, а поверхностная работа почвы; 2. Внесение органических удобрений и биомассы, собственно растительная подкормка, сидераты; 3. Ротация культур и регулярный отдых земли, которую подкармливают покровными культурами».

Антонец Семен Свиридонович: — «Я думаю, что решение проблемы – это приостановить массовый выезд из сел, чтобы людям больше хотелось оставаться у себя. Создать им привлекательные условия».

В фильме показано классическое украинское село. Таких сел немало и России, и в Белоруссии. Зелень трав, деревянные заборы, простые бабушки в платочках с натруженными руками. Куры, коровы, любопытный котик в зарослях дворовой зелени. Добрые улыбки тружеников деревни. Лица спокойные, так как есть опора в жизни в виде своего огорода, своей земли, которая кормит. В деревне удовлетворены базовые потребности в еде и воде надлежащего качества, в безопасности.

Стефан Файон: — «Я — директор индийского филиала компании «Кокопелли», давно разрабатываю техники агроэкологии, долговременные и такие, которые обеспечивают высокий урожай.

Мы покажем 4-5 рецептов биопестицидов и 2-3 рецепта природных удобрений. Приготовим вещество, которое очень популярно. Называется – панчакавия. Необходимо пять компонентов: навоз, моча, йогурт и осветленное масло. Смешиваем навоз с осветленным маслом, это сильный стимулятор роста. Теперь, доливаем коровью мочу, йогурт, молоко. Панчакавию необходимо перемешивать 1 минуту утром и 1 минуту вечером. И она настаивается 6 месяцев.

Еще, мы готовим экстракт «рыбное блюдо». 1 килограмм рыбы, 1 килограмм сахара, лимон, все это разлагается за 2-3 недели.

Сейчас, несколько рецептов биопестицидов. На основе перца, имбиря и чеснока. Очень сильное вещество, быстро действует на насекомых, которые едят листья».

Панчакавия – пять продуктов, которые дает корова. Согласно ведам, эти пять видов благих продуктов: навоз, моча, молоко, топленое сливочное масло, кисломолочные продукты.

Доминик Гилье: — «Природа семян диктует тип хозяйствования. Поэтому, семена ГМО или гибриды F1, тянут за собой весь технологический пакет, то есть: удобрения, пестициды, гербициды, фунгициды, синтетические вещества на основе нефти. Вывели целую мифологию вокруг гибридов F1. Сплошная мифология».

Клод Бургиньон: — «Вот каталог фруктов, которые росли в Европе в начале прошлого столетия. Сколько яблок! Сколько груш! Все нарисованы. Чтобы описать все европейские фрукты понадобилось 13 томов. Во Франции было 3600 разных видов. Сейчас, если взять яблоки, во Франции продается пять видов яблок, преимущественно завезенных из Америки. Мы платим им проценты, а когда-то имели богатейшее разнообразие фруктов в мире. Самые сильные сорта, которые не поражались паразитами, были уничтожены и, ввели «голден». Потому, что «голден» требует по 30-36 обработок пестицидами в год».

Жоао Педро Стедиле: — «Земля – женского рода. Земледельческие практики требуют женского подхода. А нас, мужчин, воспитали в абсолютно противоположном духе. Учили обращать внимание на производительность, учили грабежу. Женщины понимали, что семена не могут быть товаром».

Вандана Шива: — «Нам нужны знания наших бабушек, которые знали каждое растение, их достоинства, их свойства. Поэтому, на нашей ферме я открыла университет бабушек, чтобы их знания и традиции оставались живыми.

Фото с сайта www.navdanya.org

О ГМО продуктах я читала много материалов, где сказано, что людей можно заставить употреблять в пищу ГМО, но скотина ее никогда есть не будет. Если животное съест это ошибочно, оно умрет, как это было в Андхра-Прадеш, когда 1800 коз и баранов погибли, съев ГМО хлопок. Мы должны видеть разницу между хорошей и плохой пищей. Рынок этого не отличает».

Показывают крестьян украинской деревни. Женщина в платочке преклонных лет говорит:
«Мы идем по пути отцов. Сейчас все новое, все современное, но мы идем дорогой родителей. Покупные семена хуже своих. Я вижу, что огурцы из моих семян растут очень хорошо, а гибридные пришлось дважды пересаживать».

Пьер Раби: — «Все, что мы бросаем в землю, возвращается затем в наше тело. Я говорю, что скоро, садясь за стол, вместо пожелания «Приятного аппетита!», нам необходимо будет сказать: «Пусть повезет!». Мы абсолютно не знаем, что именно поступает в наше тело, что именно мы даем своим детям».

Анна Примавези, доктор агрономических наук, преподаватель университета. Она была пионером агроэкологии 1950-х годов. Она является автором книг и многочисленных статей. Анна Примавези — специалист по микробиологии почвы, одна из последних в мире, вместе с Лидией и Клодом Бургиньонами. Ее очень ценят в «Движении безземельных». Крестьяне приходят за советом отовсюду.

Анна Примавези: — «ГМО – это всего-навсего адаптация культур к мертвым землям. Агроиндустрия – это непродолжительно, поскольку уничтожает землю. Не только в Бразилии, а и во всем мире, из-за такой формы хозяйствования каждый год опустынивается десять миллионов гектаров почвы. То есть, такими темпами можно продержаться еще лет пятьдесят. А если опустынивание начинается, дальше этот процесс идет очень быстро».

Эммануэль Балли: — «Если мы желаем вернуться к агробиологической модели, чтобы хотя бы обеспечить продовольственную самостоятельность Франции, необходимо всего 10% сельскохозяйственных земель Франции, чтобы накормить всех Французов. Это больше одного миллиона рабочих мест только в сельском хозяйстве. Необходимо будет развивать другую модель, другой подход к работе. Возможно, будет и разделение труда, объединение нескольких профессий. Быть одновременно крестьянином и специалистом по информатике, электриком. Но каждому необходимо будет трудиться на земле. Именно это необходимо будет возродить. Произошло разделение между умственным и физическим трудом. А крестьянин завтрашнего дня будет одновременно интеллектуалом и рабочим. Таким будет человек будущего».

Я абсолютно согласна с Эммануэлем Балли. Труд на земле — это почетное занятие. Крестьянин наших дней — это ученый, который который своим примером показывает то, как надо трудиться на земле, чтобы сохранить экологию, чистоту продуктов и здоровье.

Крестьянин: — «Самая серьезная вещь, которую отобрали у рода людского – это когда люди не сами себя кормят, а их кормят корпорации. Люди имеют право и обязанность кормить себя сами. Но они не осознают этой своей обязанности».

Выращивание растений – это целая система. В наши дни важна сельскохозяйственная автономия. Такая, какая создается в России в родовых поселениях, существует в крепких крестьянских семейных хозяйствах.

Большая аскетичность, правдивость, благородство в облике людей, которые связаны с трудом на земле.

В фильме большое внимание, помимо Франции,  уделено анализу ситуации в Индии. Большинство экспертов фильма из Индии. Показано много видео с изображением трущоб. Окраин индийских городов. В этих повозках, шалашах у дороги живут те, кто ежедневно испытывает дефицит воды, еды, одежды, предметов гигиены. Это бывшие разорившиеся крестьяне с семьями или потомки крестьян. Они освоили бродяжнический образ жизни как самый естественный для них в современных условиях.

Эксперты из Индии: Вандана Шива, Девиндер Шарма, Стефан Файон, Нараян Редди обозначили в фильме очень много важных моментов. Индия, Россия, Франция — это сестры с разной степенью родства. Важно перенимать созидательный опыт друг друга, чтобы наилучшим образом обустроить свою жизнь и жизнь общества.

indian village  dr vandana shiva

Фото с сайта seedfreedom.in/gallery/the-beginning-of-the-nationwide-bija-yatras/

Крестьянин: — «От нашего обращения с природой зависит будем мы, люди, существовать или нет».

Анна Примавези, Жоао Педро Стедиле и другие бразильцы в фильме вызвали во мне особую любовь. Крестьяне — переселенцы, отвоевавшие земли в «Движении безземельных», они родные моей русской природе. Вот в кадре они стоят на поле под бразильским солнцем. Изможденные борьбой за выживание, претерпевшие немало телесных аскез для достижения минимальных благ на своих землях, эти крестьяне светятся изнутри, потому что их питает сила земли, сила природы. А, как мы выяснили в фильме, земля – женского рода. Земля любит тех, кто видит в ней живое создание. Земля щедро благодарит здоровьем, урожаем, внутренней гармонией своих честных тружеников крестьян.

Я сделала для себя такой вывод после просмотра фильма,что простые крестьяне порой и не догадываются о новых свойствах семян, об их модифицированности. Сажают, выращивают, едят, а потом неожиданно сталкиваются с проблемой, что семена «не работают». То есть дают не тот эффект, что давали они их предкам из поколения в поколение. Крестьяне во всех уголках планеты в растерянности. Эта категория людей, которых из-за их малой грамотности, небольшой степени влиятельности называют «малыми людьми», в растерянности и удивлении вытягивает свои сморщенные от труда лица. Крестьяне — очень простые люди, что дети. Они привыкли доверять. Но тут их доверие оказывается подорвано. ГМО семена не дают хороший урожай. Пестициды ухудшают здоровье. Крестьяне в наши дни лишаются свободы выбирать то, что выращивать, из каких сортов. Что может быть дороже свободы выбирать свой путь развития?

Фильм Колин Серро «Локальные решения глобальных проблем» показывает варианты выхода из тупика.

Слова, услышанные мною в фильме, хочется слушать, рассказывать другим. Потому, как заходя в магазин, всякий раз мне становится неуютно, я не знаю, что выбрать из тех не излучающих природную силу, химизированных продуктов, что лежат на полках. Я отшатываюсь от банок с лечо, от стенда с соками, от ящиков с холодными фруктами. Бегу мимо прилавка с колбасами. Отстраняюсь от отдела с дрожжевым хлебом.

Интервью, данные в фильме разными экспертами натурального земледелия, привели меня к воспоминанию о том, как моя бабушка большую часть семян выращивала и сохраняла сама. Семена укропа, помидор, огурцов, моркови, перцев, картофеля «на племё», как называла их бабушка, были натуральные. Из года в год они были получаемы от настоящих, а не гибридных растений.

Я думала тогда, что покупные семена с такими яркими рисунками на упаковках, лучше. А, оказывается, моя бабушка была права. Оказывается, что гибриды первого поколения F1 уже можно считать генетически модифицированными. Они не дают качественного урожая во втором и последующих поколениях. Только первый урожай из купленного семечка оказывается успешен. Если от этого урожая оставить семена и посадить на следующий год, то окажется, что растения будут хуже расти, плоды нетоварного вида и не первоначального вкуса. А в дальнейшем, как говорят эксперты, семена таких сортов не сохраняют своих свойств. Семена деградируют. Надо постоянно покупать новые семена в ярких упаковках по 10 штук за значительные для этих семян суммы, чтобы опять получить «кота в мешке». И опять эти семена будут эффективны только в течение первого года выращивания. Таким образом также диктуется видовое разнообразие определенных, так сказать кастрированных сортов.

Все, кто хочет вдохновиться интервью, данными в фильме, могут посмотреть самостоятельно фильм Колин Серро «Локальные решения глобальных проблем».

Хочется поблагодарить Колин Серро за ее труд для просвещения людей планеты. Она, поистине, своим талантом режиссера служит людям. Фильм дал мне надежду.

Натуральное землехозяйствование и фильм Колин Серро «Локальные решения глобальных проблем».